Как Называют Мастериц Которые Изготавливают Кружево womenlifestyles.ru

Как Называют Мастериц Которые Изготавливают Кружево

Что такое кружево, какие виды бывают, применение, свойства и уход

Плетение кружева является одним из видов декоративно-прикладного искусства с давней историей. Чарующий рисунок наделен загадочностью и романтизмом. По витиеватости и замысловатости его сравнивают с морозными узорами на стекле.

Кружево – это ажурный текстиль без тканой основы. Рисунок формируется переплетением нитей. Особенность полотна в его воздушности, эластичности и сетчатой структуре. Для него характерно чередование ажурного фона и плотного узора, ритмическое строение рисунка.

Ткань выглядит нежно и роскошно. Отлично держит первоначальную форму, мало мнется, комфортна в носке. Чтобы оттенить очень тонкое и легкое полотно, придать контраст, используется подкладка из ткани.

Предназначено кружево для отделки сорочек и белья, как украшение интерьера, для изготовления предметов быта и нарядной женской одежды. Примером таких изделий являются салфетки, узорчатые покрывала и скатерти, дорожки. В качестве декора используются бордюры, прошвы, кружевные ленты, вставки по форме треугольников, полос или квадратов.

В чем привлекательность ажурной ткани:

  • интересная, красивая фактура;
  • придает одежде праздничный, торжественный вид;
  • хорошо драпируется и ложится в изделии;
  • не мнется и мало загрязняется;
  • отлично комбинируется с другими тканями;
  • большой выбор рисунков;
  • разнообразие и универсальность применения.

К недостаткам относится сложность и трудоемкость ручной работы. Нежная ткань требует бережного обращения и аккуратной носки, иначе быстро повреждается. Нитки легко вытягиваются, а сеточная основа рвется. Из-за прозрачности и легкости требует использования в одежде многослойности или комбинирования с другими тканями.

Виды по составу

Эффектные, ажурные изделия смотрятся по-разному в зависимости от вида используемых волокон. Для изготовления применяют нити хлопка, шерсти, льна, шелка и металлизированные. Для придания прочности и эластичности добавляют лайкру, эластан, полиэстер.

Текстильная промышленность предлагает полотна в белом тоне и цветные.

В зависимости от состава плетение бывает:

По плотности и ширине

Кружево может быть легким или плотным и прочным в зависимости от рисунка и типа нитей. Производится в виде полос для отделки или сплошного полотна для изготовления нарядов и предметов декора.

В магазинах тканей под кружевом понимают ажурную ленту шириной 10-100 мм. Полотно для пошива одежды называется гипюр.

Виды по плетению

В зависимости от способа изготовления различают ручное и машинное кружево. Изначально оно было только результатом работы мастериц. С началом широкого применения появилось и усовершенствовалось механизированное производство на специальных машинах.

Ажурный материал классифицируется по технике и географии происхождения. Виды кружев по способу исполнения:

  • вязаное с помощью крючка или спиц;
  • узелковое, полученное методом макраме или фриволите;
  • плетенное на коклюшках;
  • шитое в игольной технике или хардангер;
  • ленточное.

Механизированное производство кружев появилось во Франции под конец XIX века. Основными представителями машинного плетения является гипюр и ажур.

Сплетенное крючком кружево делится на группы по типу инструмента.

С помощью короткого крючка получают:

  • обычное и немецкое;
  • брюггское;
  • венецианское (гипюр);
  • филейное;
  • ирландское;
  • Ретичелла;
  • Вилочное.

Длинным крючком изготавливают:

Разновидности кружева

  • Популярным способом ручного вязания является крючок. Он позволяет создавать мелкие элементы из одной нити. Для работы подходит крепко скрученное сырье или тесьма. Когда-то такой стиль вязания называли тамбурным.
  • Узелковое плетение или макраме получается плотным и прочным. Имеет давнюю историю и своим возникновением обязано морскому промыслу.
  • Хартангер – это норвежское кружево из белой льняной ткани. Техника предполагает нанесение гладью контурного рисунка, а потом вырезание элементов ножницами. Паутинка с помощью стежков заполняется узорами. Базовым цветом является белый.
  • Фриволите – означает «легкий, воздушный». Плетение из Франции, получаемое кручением нитей с помощью челнока. Таким образом мастерицы создают скатерти, салфетки, бижутерию и отделку для постельного белья.
  • Ришелье – итальянское кружево, выполненное на тонком полотне. Например, на сетке, батисте, муслине или органзе. Рисунок наносится стежками разной глубины. Оставшееся незаполненным пространство основы удаляется. Плетение имеет объемный эффект с теневыми бликами.
  • Ленточное, ренессанс или меццо пунто – в отличие от традиционных способов узоры формируются лентами и украшаются игольным кружевом. По схеме подбирается материал нужной длины, ширины и цвета. Благодаря тесьме рисунок приобретает плавные, округлые переходы. Производится ручным и машинным способом.
  • Игольное кружево с классическим цветочным узором из роз, хризантем и завитков. Контур рисунка переносится с бумаги на ткань и постепенно заполняется тонкой иглой мелкими стежками.
  • Филейное кружево плетется на основе сетки с квадратными или ромбовидными ячейками. Бывает простое, косое, прямое и гипюр.

Видовое разнообразие

Ажурный материал отражает традиции и мастерство кружевниц, способствует самовыражению и подчеркивает индивидуальность.

Французское кружево

Материал стал широко применяться благодаря Екатерине Медичи, которая надела кружевной свадебный наряд. Она ввела моду на орнамент ретичелла. Французское кружево все так же популярно, является атрибутом показов одежды pret-a-porte.

Кружева Алансонии

Мастерицы нормандской провинции создали кружево, признанное наследием ЮНЕСКО. Его плетут на основе тончайшей сетчатой ткани, на шестигранные ячейки которой наносится вручную цветочный рисунок и растительный орнамент. Контуры узора оформляются конским волосом. Технология очень трудоемкая, ведь на 1 см 2 ажурного полотна нужно затратить почти 5 часов. Современное производство использует машинное плетение.

Первыми производство кружева освоили итальянские мастера в средине XVI века. Они называли полотно Punto Aria или «воздушные петли».

Ирландское кружево

Такие изделия отличаются изящной красотой и неповторимостью. Используется ручная техника, основанная на создании отдельных элементов (листиков, лепестков). Потом они соединяются в цельное полотно с помощью крючка. В работе участвует несколько мастериц. Чаще всего это семейное производство.

Бобинное (коклюшки) кружево

Такой вид плетения появился во Фламандии, одной из провинций Бельгии в конце XVIII века. Техника считается слишком трудоемкой и не получила широкого распространения. Ажурное полотно стало символом региона и охотно приобретается туристами. Кроме того, живописцы используют его в своем творчестве.

Акцент делается на растительный принт, а нити подбираются разного размера. Рисунок наносится на бумагу и заполняется сразу несколькими нитями, которые фиксируются накручиванием на коклюшку. Контур отмечается булавками (сколками). Потом заготовка переносится на подушку, которая соответствует размеру изделия. Нити фиксируются, а количество коклюшек в процессе работы убывает или прибавляется. По завершении кружевоплетения снимаются бобины и булавки.

Полученное на коклюшках кружево различают:

  • численное с геометрическим рисунком. Получается количеством переплетений, когда нет подготовленной схемы;
  • парное – узор и фон плетутся одновременно с преобладанием геометрических элементов.
  • сцепное – фрагменты рисунка напоминают тесемки, которые потом соединяются «сцепками» или «решётками» с помощью крючка. Здесь больше растительных мотивов.

Для парного и сцепного кружева используется рисунок, наколотый на картоне. Точки узора отмечают булавками, которые оплетаются нитями и формируют орнамент.

Название связано с городком, где работали мастерицы, создавшие уникальное кружево. Популярным оно стало еще в эпоху Наполеона. Это черные кружева, признанные классикой с узором решеткой. Техника плетения применяется для отделки пелерин и шалей, накидок и зонтиков. Шиком считается платье из чёрного кружева на белом чехле. Шантильи ценился королевскими особами.

Появился в Венеции. Применяется при создании одежды, для украшения мебели и интерьера. Классифицируется на несколько видов: на сетке, классический, стрейч, трикотажный.

Кружева ручной работы

Что такое знаменитое вологодское кружево – это выразительный растительный орнамент в виде цветов, гребешков и вееров. Изготавливается из плотной нити и часто цветной.

Брюггское плетение многие сравнивают с вологодским. Его изготавливают крючком из толстой шерстяной или мохеровой нити.

Михайловское кружево – результат льняного рукоделия с отделкой цветным мулине. Рисунок состоит из фестонов, зубцов, веерных мотивов. Используется для украшения скатертей, полотенец, занавесок.

Вилочное плетение ведется крючком и вспомогательной вилкой или шпилькой. Ажурные работы получаются в фантазийном стиле.

Применение

Кружевное полотно находит разнообразное применение. Воздушный материал используется для создания нарядов и платьев для торжественных событий – на свадьбу, выпускной бал, вечерний выход. Ажурные полотна успешно используют модные дизайнеры для эксклюзивных моделей.

Небольшие кружевные вещи способны украсить любую одежду и всегда пользуются спросом. Это может быть шарф или платок, палантин, воротники и манжеты.

Материал востребован для изготовления женских трусов, нижнего белья, пеньюаров, чулок и колготок. Ажурный элемент часто украшает сумочку, веер, брошь, шляпку, серьги, колье и даже обувь.

Без внимания не остался и домашний текстиль. Декоративные вставки или отделка украшают постельные комплекты, полотенца, занавески, скатерти, покрывала.

Накидки, шторы и салфетки изготавливаются полностью ажурными и украшают интерьер.

Кружевная ткань очень нежная и требует деликатного обращения. Для сохранения изящной структуры важно соблюдать правила ухода.

  • Стирка только ручным способом.
  • Используют теплую воду не выше +40°.
  • Включать машину разрешается лишь для плотных изделий.
  • Закладывать их в барабан нужно в мешке для стирки.
  • Моющее средство выбирают гелевое для тонких тканей.
  • Рекомендуется использовать хозяйственное мыло. Достаточно намылить изделия и подержать в мыльном растворе 20-30 минут. Тщательно прополоскать.
  • После легкого сжатия оставить для стекания воды.
  • Для сушки разложить на горизонтальной поверхности и аккуратно расправить.
  • Гладить теплым утюгом через марлю или хлопчатобумажную ткань.
  • Движения должны быть легкими, чтобы не повредить ажурную структуру.

Фактурное кружево или с объемными узорами гладить нельзя, как и синтетическое.

Виды кружевных тканей: описание материала, советы по уходу

Женщины всех народов во все времена стремятся иметь одежду не только практичную, но и красивую. Лучшим украшением являются кружева. Техники изготовления кружевных тканей, вручную и с помощью машин, многообразны. Свойства материалов различаются. Главное качество кружева – красота – доставляет неизменное удовольствие.

Кружева, сделанные вручную. Способ изготовления, виды и свойства изделий

Техника получения кружевных тканей различна. Кружева можно шить, плести, вязать из нитей и узелков, делать из лент.

Плетение на коклюшках

Это старинный метод. На выточенных деревянных палочках мастерицы закрепляли нити. Затем палочки перекладывали или перебрасывали. При парном способе переплетения получали мерные кружева, при сцепном – готовые части узора, которые потом соединяли специальным крючком. Каждая работа была авторской. По настоящее время кружева, сплетенные вручную на коклюшках, – один из самых дорогих видов ажурных материалов.

Читать еще:  Как Пить Яблочный Уксус

Шитые кружевные изделия

Этот метод давно известен в разных частях планеты. Изделия отличаются удивительной красотой и оригинальностью.

Шитье иглой по готовой основе

Существуют восточный и европейский стили шитья кружева. Работа выполняется иглой, которой прокладывают петельные или кружевные стежки. По сути, это разновидность вышивки, возникшая из техники мережки. Сначала из ткани выдергивали определенные нити основы, утка. Оставшиеся разреженные группы нитей скрепляли стежками.

Потом технику изменили. На ткань научились крепить бумагу с узором и шить кружева по нему. Первые кружевные вещи таким способом делали из особо тонких льняных нитей. Сейчас шьют нитями разной толщины (тонины), состава.

Современным любителям кружевных материалов нравятся изделия, вышитые на органзе. Вместо органзы можно использовать другие тонкие материалы.

Мастерицы закрепляют узор. Сначала шьют контуры рисунка, затем заполняют различными стежками сердцевину. По окончании работы рисунок отпарывают. Получается необыкновенно красиво.

Техника шитья с таким современным названием имеет очень давние корни. Известно об изделиях из Древней Персии, Италии, Северной Европы, шитых таким способом. В 17 веке метод закрепился в Норвегии, получил там нынешнее название.

Это белое шитье из льна, т. е. шьют белыми нитками по белой льняной ткани. Иногда используют кремовые льняные нитки. Основа должна иметь равномерное плетение.

Техника очень интересная. Сначала гладью вышивают контуры рисунка. Затем маленькими ножничками вырезают строго определенные нити в образовавшемся внутреннем пространстве. Аккуратно вынимают их пинцетом. На образовавшейся сетке разными стилями шва формируют узор. На завершающей стадии обрабатывают края.

Иногда шитье хардангер сочетают в одном изделии с вышивкой крестом, оформлением краев кружевом, выплетенным коклюшками или вывязанном крючком.

Узелковое кружево

В ажурных изделиях этой группы всегда присутствуют узелки. Основных техник существует две.

-Согласно принятой классификации к узелковым кружевам относят макраме. В качестве сырья используют толстые нити, веревки, бечевки, тесьму. Уже из перечня сырья понятно, что полученное изделие с нашей привычной точки зрения кружевом назвать сложно. Ажурный рисунок получается прочным, крупным. Техникой макраме делают красивые кашпо, женские украшения, бижутерию, салфетки, панно, приятные безделушки. Изделия долговечны, оригинальны.

-К узелковым кружевам относят фриволите, которое изготавливают техникой с одноименным названием. Версии о происхождении этого способа разнятся. Есть различия в используемых инструментах среди мастериц разных исторических периодов. Сейчас с помощью особой иглы и челнока фриволите плетут бижутерию, салфетки, украшения для одежды, скатертей, покрывал.

Вязаные кружева

Видов вязаных кружевных ажуров много. Большая часть сделана крючком. Своеобразны ирландские кружева, элементы которого вывязывают отдельно, а затем соединяют в одно целое.

Раньше это мастерство было семейным. Каждый мог отдельно вязать лепестки, цветы, трилистник. Когда все было готово, элементы орнамента соединяли.

Рельефные ирландские кружева самобытны. Многие наши соотечественницы вяжут крючком подобные ажуры, не догадываясь о происхождении способа.

Некоторые мастерицы изготавливают ажурные изделия спицами. Однако у нас не принято вязаные изделия относить к кружевам.

Общие свойства кружевных материалов, сделанных вручную

Рукодельницы разных стран используют отличающиеся способы изготовления ажурных материалов. При этом многие качества кружева являются общими:

-отсутствие статического электричества;

Кружевные материалы из натуральных нитей требуют очень бережного ухода.

Стирать их можно только руками.

Высушивать, распрямив на горизонтальной поверхности.

Гладить можно изделия без выпуклых рельефов, покрыв тонким полотном.

Машинные кружевные материалы

При большом современном рыночном спросе значительная часть кружева изготавливается машинными механизмами. Описывать подробно алгоритм действия машины не имеет смысла. Все механизмы многофункциональны, имеют программное управление. Структура, узор, показатели плотности будущего кружева заложены в соответствующие программы.

В качестве сырья используют в основном хлопковые, шелковые, льняные нити и синтетику.

-Классический гипюр универсален. Из него шьют нарядную одежду, гардины.

-Гипюр с люрексом, полиэфирными волокнами хорошо держит форму, блестит. Идеально подходит для торжественной одежды.

-Если в материал вплетают стрейчевые нити, кружево называют стрейч-гипюром. Он прекрасно подчеркивает изящество фигуры.

-При добавлении металлизированных нитей получаются мерцающие вечерние наряды.

-Тонкий и прозрачный гипюр на сетке придает особый шарм блузкам, легким платьям.

-Строго, нарядно смотрится гипюр-кожа. Имеет большую плотность, чем все остальные виды гипюров.

-Особой эластичностью отличается трикотажный гипюр, вывязанный на петелечных станках. Он хорошо растягивается и восстанавливает форму.

Кружева, изготовленные на машинах, обладают следующими общими свойствами:

-необычный, нарядный внешний вид;

-универсальность, применение для одежды и для домашнего текстиля;

-возможность ухода в домашних условиях.

Ухаживать за машинными кружевами, содержащими синтетические нити, не сложно.

Допускается машинная стирка в деликатном режиме при низкой температуре нагрева.

Отжимать кружевные изделия не нужно. Лучше позволить воде стечь самопроизвольно.

Высушивание следует проводить без нагревания. Изделие нужно хорошо распрямить. Рекомендуется следить за тем, чтобы кружева не пересохли.

Гладить очень аккуратно, едва теплым утюгом.

Кружева – это произведения текстильного искусства. Они привносят в обыденную жизнь красоту и удовольствие. Купив кружевные изделия, вы подарите себе праздник.

Кружевные ткани: какие бывают, описание, уходу за материалом

Содержание:

Изящные изделия без тканой основы, сплетенные из ниток ручным или машинным способом, называют ажуром. На французском название звучит как «видимый насквозь». Прозрачную ткань кружево отличают витиеватые узоры сравнимые по красоте с морозными на окнах. Только ткут их не из инея, а натуральных и искусственных нитей. Филигранно связанное полотно со сложными рельефными рисунками из повторяющихся раппортов используют для пошива одежды, нижнего белья, занавесей, скатертей. Существует и псевдоажур на плотной основе для обивки мебели, выполненный в этой технике.

Способы кружевоплетения

Технику придумали итальянские мастера на рубеже XVI века. Скоро прикладным творчеством стали заниматься во Франции, Германии, других европейских странах. В XVII веке ремеслом увлеклись в патриархальной России. Так возникла мода на воротники и манжеты из кружевной ткани. В середине XIX века появились знаменитые вологодские и елецкие орнаменты. После изобретения станка в «кружевной» истории начался новый виток. Механизация ускорила и упростила производственный процесс. Сегодня их ткут вручную, на станках со встроенными компьютерами, воспроизводящими старинные рисунки по перфокартам.

Способов плетения узоров много. Для кружевной ткани мастерицы используют коклюшки – деревянные палочки диаметром 1 см с выемками вверху для наматывания нити от 4 до 9 пар. Для создания причудливых рисунков рукодельницы работают с 1500 штуками. Перебрасывая между собой, вязальщицы формируют разные узоры.

Парную технологию используют для мерных кружев – повторяющихся принтов: кружочков, столбиков, дуг без схемы. Способ применяют для изготовления штучных изделий – скатертей, салфеток.

Сцепная предполагает создание полотна фона из брид, перемычек и скреп. По этому принципу плетут известные вологодские кружева и гипюры. Фрагменты состоят из повторяющихся мотивов –деревьев, лапок, которые соединяют крючком. Из них вяжут палантины, кофточки.

Для сколочного плетения используют в работе контурные рисунки на плотной бумаге — «склок». Закрепляют на валике, втыкают булавки и по линиям делают ажур.

В французской технике фриволите используют челноки разных размеров, крючок и иглу. Плетут кружевную ткань с помощью двойных узелков. Используют для украшения домашнего текстиля, бижутерии. Распространенную технику макраме тоже относят к узелковой. Актуальна для изготовления шалей, палантинов, предметов декора. Ирландские изготавливают отдельными фрагментами, затем соединяют крючком на сетке.

Кружевная ткань: виды

Технология позволят плести ажур на хлопке, льне, муслине, искусственном шелке из однотонных и комбинированных цветных нитей. В состав ткани для кружева добавляют эластан, лайкру, вискозу, нейлон, полиэстер. Самая популярная – ажурная с добавлением синтетических нитей, используемая для пошива одежды на подкладке. По красоте не уступает гипюр, имеющий венецианское происхождение. Выпускают его на сетке и трикотаже с добавлением стрейча. Некоторые виды кружев выполняют только на конкретных фактурах.

Игольное кружево плетут на органзе или батисте с помощью иголки и нитей. Сначала на кальке делают схему, затем пристегивают крупными стежками к основе. По линиям вышивают контуры узора и заполняют с центра, кальку отпаривают.

Хартангер выполняют исключительно на белом льне. Сначала вышивают по контурам рисунок, ножницами убирают середину, сверху стежками создают паутинку.

Для ришелье берут батист, муслин, капрон, перкаль. Прежде на машине обметочными швами прошивают контуры, затем внутри вырезают ткань.

Достоинства и недостатки кружев

Эта одна из немногих тканей, узнаваемая с первого взгляда. Декоративное полотно:

привлекает оригинальным дизайном и филигранной работой;

имеет универсальное назначение;

износостойкое, хорошо держит форму и драпируется;

идеально для пошива праздничных нарядов, домашнего текстиля.

Однако изделия ручной работы дорого стоят. При этом полотно сложно кроить. Чтобы готовое изделие смотрелось эстетично, закройщики вынуждены подбирать рисунки. Кроме того, за тканью нужно тщательно ухаживать, соблюдая прописные правила.

Уход за кружевом

Для начала изучают ярлык, чтобы узнать состав нитей. Если в составе присутствуют натуральные волокна, шторы, скатерти и одежду гладят через влажную марлю горячим утюгом с изнанки. Синтетика боится высоких температур, поэтому задают режим не выше 30-40°С. Накрахмаленные воротнички и манжеты утюжат носиком, чтобы не замять края. Объемные узоры запрещено отпаривать, иначе они потеряют рельеф и фактурность. Если х/б изделие после горячей глажки дало небольшую усадку, ничего страшного нет. При носке оно принимает первоначальную форму и размер. Вещи из ирландского ажура гладят исключительно по вертикали. Растянутые и высохшие на полотне изделия не нуждаются в глажке.

Уход за кружевом предполагает правильное хранения. Длинные ажурные ленты для отделки скручивают трубочкой и держат в коробке. Если это бижутерия, выполненная в технике макраме или фриволите с серебряными швензами, коннекторами хранят в zip-пакете или герметичной упаковке, чтобы избежать окисления металла. Соблюдение правил гарантирует вещам длительную эксплуатацию.

Читать еще:  Как Закоптить Сало в домашних условиях

Как стирать кружево

Деликатная ткань при эксплуатации и уходе требует осторожности. Мастера рекомендуют реже прибегать к влажной чистке, поскольку изделия из хлопчатобумажных ниток дают сильную усадку. Правило стирки:

одежду, скатерти, салфетки кладут в наволочку;

оставляют на 30 минут в теплой мыльной воде;

осторожно трут руками;

отжимают сминающими движениями.

После ополаскивания небольшие по размеру х/б изделия растягивают по ткани и прошивают края крупными стежками. Скатерти и носильные вещи выкладывают на простыню и заворачивают. Спустя 20 минут приступают к глажке. Этот прием защищает от деформации и сохраняет идеальную форму.

Как стирать кружево в лентах? Если это ажурные полосы для отделки, наматывают на стеклянный баллон и опускают в таз. Пыль смывают мыльной поролоновой губкой, ополаскивают под проточной водой. При необходимости подкрахмаливают – разводят кисель (2 ст. л. на 5 л) в воде и опускают изделия. Многие пользуются специальным аэрозолем в балкончике.

Для придания белизны перед процедурой полотно обрабатывают перекисью водорода. Средство вливают в горячую воду из расчета 200 мл на 10 л воды. Банку выносят на воздух и оставляют для полного высыхания. Если на скатерти имеются пятна, используют современную химию без хлора. Многие хозяйки выбирают бабушкин рецепт: густо намыливают сухую ткань хозяйственным мылом, затем ополаскивают.

Школьная Энциклопедия

Nav view search

Login Form

Виды русского кружева

Подробности Категория: Кружево Опубликовано 25.03.2019 12:05 Просмотров: 467

Кружевоплетение является одним из видов декоративно-прикладного искусства и народного художественного промысла.

В России кружево создавалось на коклюшках тремя различными по технологии способами: численным, парным и сцепным. Для изготовления кружева необходимо оборудование: коклюшки, на которые наматывается нитка, валик («подушка», «бубен») и подставка. Для плетения сцепного кружева помимо традиционных булавок требуется также крючок. Чаще всего кружево плетётся по заранее созданному рисунку – сколку.

Станок, коклюшки и валик для кружевоплетения
В России несколько действующих кружевных центров, из них самые известные Вологодский, Елецкий, Вятский (Кировский), Михайловский, Белевский. Производство кружева сохранено и в бывших промысловых центрах Балахне и Кириши. Кружева каждой местности отличаются друг от друга стилистикой рисунка и сочетанием элементов кружева.
Современные модельеры используют традиции русского кружевоплетения в своих коллекциях.

Мценское кружево

Мценское кружево – вид русского кружева, развитого в городе Мценске Орловской области. Мценский промысел является одним из самых старинных в России.
В Орловской губернии кружевом известны три города: Орёл, Елец (сейчас Елец относится к Липецкой области) и Мценск.
Мценское кружево начали плести в XVIII в. в имении помещицы Протасовой, когда она пригласила из Бельгии двух мастериц для обучения русских девочек плетению кружев. Постепенно ученицы приобрели свой стиль и стали создавать уникальные узоры. Мценскую продукцию поставляли даже в царскую семью, а также за границу.
Школа кружевниц работает во Мценске и сейчас. Срок обучения в школе – 3 года.

В чём особенность мценского кружева?

Мценское кружево плетётся на коклюшках, как и вологодское.
Мы уже рассказывали о вологодском кружеве, у которого свои особенности и приёмы: более насыщенный узор и более плотный, редкое использование фоновых решёток и т.д. У мценского кружева – свои особенности. Например, активное использование геометрических мотивов, фоновые решётки присутствуют чаще, оттого узор получается более воздушным. Мценское кружево ближе к елецкому, но оно более традиционно в том смысле, что излюбленные мотивы рисунка (павы по сторонам цветка, двуглавый орёл между веток и т.д.) держатся очень долго и не спешат сменяться другими, более новыми. Возможно, это связано с древней традицией? Хотя и считается, что кружева в Мценске начали плести в имении помещицы Протасовой в XVIII в., но отдельные мастерицы занимались этим намного раньше, а на мануфактуре Протасовой работали больше на импортных сколках.

Мценское кружево было необычайно тонким, ажурным и самобытным, отличалось использованием архаичных узоров. Кружево плели из белой и суровой льняной, белой, черной и кремовой шелковой, белой, красной и синей хлопчатобумажной нитей. Мценское кружево было золотым, черным, серебряным и белым, слоновой кости. Цвет изделия зависел от ниток, которые использовали.
Были и тяжёлые времена для этого промысла, когда оно почти исчезло. В наши дни мценское кружево возрождается.

Елецкое кружево

Кружевной промысел в Ельце возник в середине XIX в. Сначала здесь плели шнур (гарус) для отделки солдатских мундиров. Выплетали его на больших коклюшках из шерстяной нити. Но со временем армейская форма изменилась, спрос на гарус упал, и женщины перешли на плетение кружева. В Ельце преобладало парное кружево, самое простое.
Кружево отличается мягким контрастом мелкого узора (растительного и геометрического) и тонкого ажурного фона. Сначала рисунки для узоров доставлялись из-за границы, но со временем здесь появились свои самобытные художники, свой неповторимый стиль, который отличает елецкие кружева.

Калязинское кружево

В Тверской губернии кружево производили в двух городах: Калязине и Торжке. В начале XIX в. Калязин называли городом крахмала и кружев. Здесь работали десятки крахмальных заводов и сотни кружевниц.

Считается, что уже в конце XVIII в. в Калязине стали плести кружево на продажу, калязинцы уверены, что именно здесь сложился самый ранний кружевной промысел в России. Сначала производимые здесь кружева шли на украшения модных головных уборов.
Местные кружевницы изобрели множество своих собственных узоров, но, к сожалению, они не сохранились. Но до сих пор известен старорусский калязинский узор – сетчатый геометрический орнамент, представляющий собой косую клетку из цепочек скани с разными заполнениями.

В Калязине выплетали и тюлевое кружево с цветочными рисунками. Но изображение определенных цветов не типично, только обобщенные мотивы, сохраняющие нежность цветочного облика благодаря воздушной технике плетения.
Калязинский тип сцепного кружева выработался к середине XIX в., выплетаемый для простыней и декоративных полотенец, с очень густым рисунком или свободно стоящими фигурами на массивном фоне.
Само полотенце обычно было из цветной шелковой ткани. Подобные нарядные полотенца представляли большую художественную ценность. Узор почти всегда повторяется: цветок-семилистник и птицы по его сторонам. Существовали другие сцепные узоры.

Торжокское кружево

В Торжке кружевоплетение тоже появилось довольно рано, c XVIII в.

Начало XIX в. Тверская губерния, Торжок
В первой половине XIX в. в Торжке появился тип многопарного кружева. Сохранились большие подзоры, концы полотенец, отдельные прошвы и края этого рода. Орнамент разнообразный: изобразительный и геометрический.

Кружево Рязанской губернии

В Рязанской губернии различают рязанское, скопинское и михайловское кружево.
В работах рязанских кружевниц были очень распространены волнистые растительные мотивы. В начале XIX в. они исполнялись цветными шелками с введением металлической нити. Помимо традиционных геометрических и растительных, в рязанском кружеве есть группа рисунков, близких к западноевропейским. Рязань — одно из главных мест производства лёгкого кружева в России.
Особенно оригинальный самобытный характер получило кружево в городе Михайлове Рязанской губернии. В разное время здесь использовались разные типы кружевного плетения: тончайшее многопарное кружево «рязанского манера» и «травчатое», а также сцепное. Сцепная техника называлась «выкладывать вавилоны». Такими «вавилонами» обрисовывались деревья, кусты, птицы, звери, фантастические животные и другие постоянные мотивы.
Третьим центром местного изготовления кружева был город Скопин.
Материал в промысле использовался разный: небеленый лён, который давал приятный кремовый тон, естественный шелк-сырец без отбелки. В Скопине плели и из тонкой черной шерстяной пряжи.
В настоящее время здесь по-прежнему плетутся мерные тонкие сорта.

Ярославское кружево

В Ярославской губернии славился рукоделиями Ростов Великий. Но кружево не сразу стало делом мастериц – его плели сначала послушницы в близлежащих монастырях и крепостные мастерицы. Кружевной промысел в Ростове не сложился, это было занятием отдельных кружевниц. Но дошедшие до нашего времени работы отличаются прекрасным качеством. Ростовское кружево исключительно льняное, из тонкой пряжи, как многопарное, так и сцепное.

Конец XIX в., Ярославская губерния, г. Ростов
Исключительно на заказ плели кружево ещё в одном городе бывшей Ярославской губернии – Романово-Борисоглебске (современный город Тутаев). Оно предназначалось для отделки постельных принадлежностей и исполнялось кусками по длине простыни, ширине полотенца и других предметов.

Край для полотенца (узор «бачино»), 1880 г. Ярославская губерния, г. Романово-Борисоглебск

Костромское кружево

В конце XVIII в. в городе Галиче Костромской губернии уже сложился определенный тип с особыми, только здесь известными узорами, и с особой манерой исполнения. Материалами служили лен, спряденный очень тонко, беленый слабо; металлическая нить; шелка нескольких цветов, преимущественно кораллово красный, травянисто-зеленый, ярко-голубой. Галичское кружево отличается не только ценными материалами, но и прекрасной работой. Оно предназначалось в основном для парадных декоративных полотенец из тонких фабричных тканей. Орнамент галичского кружева исключительно разнообразен. В нем мало геометрических узоров, но зато много цветов, птиц, деревьев, двуглавых орлов.

Конец XVIII в., Костромская губерния, г. Галич
Кружевоплетение Солигалича тоже никогда не было промыслом: плели для себя. Вместо цветочных узоров здесь преобладают геометрические.
Белое льняное солигаличское кружево довольно однообразно по рисункам.

Вятское кружево

Первый кружевной промысел в Вятской губернии возник во второй половине XIX в. в Кукарской слободе. Жители Кукарки занимались разными ремеслами и торговлей, в том числе и плетением кружева. Сюда попало кружево из Великого Устюга (вологодское), и местные мастерицы сумели его воспроизвести. А дальше стали уже сами изобретать рисунки.
К концу XIX в. кукарское кружевоплетение по объему обогнало даже вологодское. Кружевницы выплетали воротнички, галстуки, рукавчики, косынки, головные сетки, пелеринки, салфеточки, оплеты носовых платков, прошивки для постельного белья и др. Плели из льняной и черной шелковой нити. Последняя служила главным образом для головных косынок.
Кукарское кружево отличается обилием новых рисунков и новыми техническими приемами, в нём часто применяется пересечение полосы полотнянки. Она составляет настоящие цепи из петель такой завернутой полосы. Этим приемом заполняется фон, создаются венчики цветов или завершаются зубцы.
В 1893 г. в Кукарке открылась школа кружевниц. Из этой школы вышло много мастериц, ставших затем педагогами в других местностях.
Уже в начале XX в. кукарское кружево вывозилось в Англию, Голландию, Швейцарию, США.

Читать еще:  Как завязать мужской галстук

Тульское кружево

В Тульской губернии существовало два центра кружевоплетения – белевское и одоевское.

В городе Белеве для себя плели мерное («верховое») кружево специально для столового и постельного белья. Лишь со временем стали делать мелкие целые вещи: воротнички, оплеты носовых платков, иногда и предметы одежды.
В Одоевском уезде Тульской губернии кружево производили в имении Соковнина. Во второй половине XIX в. в уезде сложился промысел. В самом городе Одоеве преобладало сцепное плетение. Городские плетеи брали за образец белевские узоры.

Нижегородское кружево

В торговом и ремесленном городе Балахна в Нижегородской губернии издавна работали гончары, плотники и резчики, а половина женского населения плела кружево. В первой половине XIX в. здесь уже сложился свой тип сцепного кружева. Мотивы узоров типичны: павы, орлы, цветущие деревья, но особенность в том, что их очертания чётки и изысканны. Отличалось балахнинское кружево и разнообразием в формах деревьев, цветов. У орлов ясно обозначены перья, выражен взмах крыла.
В Балахне делали и геометрические узоры в виде цепей, ромбов, кругов или овалов, образованных сканью, с розетками и решетками внутри них. Подобные узоры свойственны и елецкому кружеву, но манера исполнения отличается.
Мастерицы Балахны выплетали шарфы, косынки, наколки на голову, оплеты носовых платков, воротники, части женских платьев, хотя основную долю составляло мерное кружево разных рисунков.
Промысел распространился по всему Балахнинскому уезду. Сейчас в Балахне плетут лишь отдельные любительницы этого искусства.

Виды кружева

Какие виды кружева существуют: рассмотрим фото и названия. Один из видов прикладного искусства и народных проыслов — плетение замысловатых кружевных узоров. Кружево (Википедия) — продукт текстиля с орнаментом, получившимся в процессе перепутывания нити, применяется для украшения женской одежды, нижнего белья. Декоративная вещь может целиком состоять из кружева. Также занимать центральное место в оформлении. Относится к классике, поэтому подходит для любого направления моды.

В независимости от нежности и лёгкости рисунка, с его использованием можно создать не только романтическое настроение, но и реальную драму образа. Пользуется спросом у дизайнеров, как элемент винтажного интерьера. Делятся на виды, по способу плетения и графическому рисунку, инструментов, используемых в работе.

Какие бывают кружева по методике изготовления

По типу:

  • ручная работа;
  • автоматизированное производство.

Если изделие сплетено руками мастерицы, определяют подвиды:

  • связанное спицами или специальным крючком;
  • изготовленное с помощью челнока (макраме);
  • челночное плетение (коклюшки);
  • сшитое полотно ( хандер );
  • ленточное кружево.

Разновидности кружев по составу ткани

Ажурная ткань. Пользуется спросом у потребителей, из-за наличия целого ряда положительных качеств. Считается изысканно красивой. Ажурные вещи кардинально отличаются друг от друга. Эффектно смотрится с тканями другого вида. Полотно прекрасно сохраняет изначальную форму, не мнётся , очень приятно к телу. Продолжительное время сохраняет свой первоначальный вид. Для изготовления кружевной ткани используют натуральные волокна: лён , хлопок , шёлк, шерсть.

Готовое полотно очень прозрачное, почти невидимое, поэтому для его использования требуется подкладка. Чтобы кружево было крепким, добавляются эластан, лайкру и другие искусственные нити. Современная промышленность предполагает изготовление как полотен белого цвета, так и наличие цветного колора. Ажурная ткань для украшения мебели носит название « псевдоажур ».

Важно! Популярность приобретают кожаные ажурные изделия. Получаются методом перфорации полотна.

Имеет венецианское происхождение. Существует несколько видов, зависящих от состава (классический, на сетке, стрейч, трикотажный и т. д.). Используют при изготовлении одежды, украшения интерьера, мебели.

Французское кружево

Первое полотно по достоинству оценила Екатерина Медичи , надев на свою свадьбу кружевное платье. Французы украшали не только свою одежду, но и предметы интерьера. Мастерицы разработали новый вид, получивший название французское кружево, известное по всему миру.

Кружева Алансонии

В небольшой провинции Нормандии плетутся кружева, занимающие достойное место в категории Юнеско. Для их создания используется наитончайшая , сетчатая ткань. На шестигранные ячейки, руками мастеров наносится цветочный рисунок, край узора фиксируется конским волосом. Считается сложным процессом. На изготовление одного квадратного сантиметра полотна уходит примерно пять часов. Несмотря на механизацию производства, ручная работа оценивается достаточно высоко.

К узелковому способу плетения относится макраме. Плетение отличается прочностью и крепостью. Несмотря на то, что возникло в давние времена, в морском промысле, остаётся популярным в настоящее время.

Виды кружева крючком: названия с фото

Любая женщина знает, что такое крючок и его применение. Даже если не случилось изготовить большое вязаное изделие, скорее всего пробовали себя в вывязывании мелких элементов. Крючок применяется для узоров с помощью одной нити. Для этой формы подходят любой материал, тесьма. Для кружевных изделий используются крепкий, хорошо скрученное сырьё.

Преимущество составляет использование только одного инструмента в работе. В давние времена крючок носил название тамбур, а стиль вязания назывался тамбурным.

Аналогичное нашему вологодскому — Брюггское кружево

Разница в том, что при плетении крючок выполняет главную роль. Для изготовления полотна нужна толстая нить-шерсть , махер . Важно подобрать соответствующий размер крючка, чтобы петли получались ровными и правильными. Подходит для начинающих кружевниц.

Ленточное кружево. Отличается от классических видов работ из кружева. В основе лежат узоры, выполненные с помощью лент. Для рисунка подбирают специальный материал по ширине и длине изделия. Свойства лент помогают создать плавные округлые переходы.

Одним из красивейших видов кружева для создания одежды считается ирландское кружево. На первом этапе плетутся отдельные элементы ( лепестки, листочки), затем, с помощью крючка, соединяются в единое полотно. Для овладения навыков плетения ирландского кружева достаточны элементарные навыки.

Вилочное плетение. Для работы понадобится крючок и специальная вилка или шпилька. Очень простой способ создания фантазийных работ. Нехитрый метод позволяет создавать очень простые, но красивые вещи.

Особенности ручного кружева

Каким бы прогрессивным ни был метод машинного производства кружев, наиболее ценными считаются работы сделанные руками. У каждой мастерицы есть возможность вложить свою фантазию и душу в работу.

Бобинное (коклюшки) кружево

Корнями возникновения уходит в бельгийскую провинцию — Фламандию ( 1717г). Начальная стадия развития попала на сложные времена, происходящие в стране. Несмотря на трудности кружевоплетение стало развиваться и вошло в школьную программу для девочек. Характерен растительный принт. Для плетения сочетаются нити разные по размеру. Один из трудоёмких и дорогостоящих способов кружевного мастерства. В соответствии с этими причинами исчезло из массового производства. Выполняются только индивидуальные заказы. Мастерице для работы нужно несколько нитей, которые накручиваются на коклюшку (в одной работе около тысячи штук). Эскиз наносится на тонкую бумагу.

По контуру закрепляются булавки. Из-за формы скрепления носит название сколки. Заготовки переносятся на подушку, размер которой зависит от предполагаемого изделия. Нити фиксируются в начале изделия и начинается кружевоплетение. В процессе коклюшки убираются или добавляются. Для контурного выделения используется более толстая нить.

По окончании работу снимают с бобины и вынимают булавки. Кружевные наряды пользуются спросом у аристократии и является обязательным аксессуаром для живописцев. В настоящее время ни один уважающий себя турист не покидает страну, не купив стилизованную ажурную вещь.

Специфика кружева шантильи: фото-примеры изделий

Чёрные кружева относятся к классическому виду кружев. Получив своё название в честь городка, где работали кружевницы, приобрело невероятную популярность ещё при Наполеоне. Техника используется для украшения шалей, пелерин. Пиком моды считается платье из чёрного кружева на белом чехле. Кружево всегда пользуется спросом у коронованных особ. Чарование способно превратить обыденную одежду в настоящий праздник.

Ирландское кружево: чем особенно и где нашло своё применение

Особенность вида в специфике ручной работы. Каждая вещь сплетённая в данной технике , имеет свою индивидуальность. Плетутся отдельные элементы, затем соединяются сеткой. Для работы привлекается несколько мастериц. Поэтому раньше производство было семейным, а вещи передавались по наследству.

Уникальные техники плетения кружева

Хартангер — норвежское кружево. Изготавливается на белой льняной ткани.На первой стадии гладью наносится контурный рисунок, затем специальными ножницами прорезаются необходимые элементы. На получившейся паутинке формируются узоры, способом стежок. В основном используется белый свет, но в данном случае не запрещено экспериментировать. Плетение используется не только в одежде, но и для текстильного украшения.

Фриволите — пришло к нам из Франции. Своим видом доказывает, значение слова «лёгкий воздушный».Создаётся способом кручения нитей, с использования челнока. В основном применяется для изготовления салфеток, скатерти, украшения постельного белья. Современные мастерицы используют данный метод в бижутерии.

Ришелье — судя по названию, имеет итальянское происхождение. На тонком полотне (батист, муслин, органза, сетка) разнообразными по глубине стежками располагаются фантастические узоры. Оставшиеся тканевые зазоры аккуратно удаляются инструментом. Получаются теневые блики, что придаёт объёмный эффект. Самый полярный вид — ретичелла .

Использование разных видов кружева

В пошиве одежде. Многие модельеры для создания эксклюзивных моделей одежды используют кружевные полотнища. Очень эффектно смотрятся как элементы ( воротники, манжеты) , так и вещи полностью сшитые из кружева. Большим спросом пользуются свадебные платья, выполненные в этом стиле. Они подчёркивают воздушность и девственность женщины.

Большой популярностью пользуется применение аксессуаров из кружев в дизайнерском промысле. Любое кружевное изделие в независимости от вида, сразу привлекает к себе внимание.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector