Как Мотивировать Ребенка на Учебу womenlifestyles.ru

Как Мотивировать Ребенка на Учебу

Как мотивировать ребёнка на учёбу

Узнайте, почему стимулирование наградами не работает и что выбрать взамен.

Выбираем мотивацию — внутреннюю и внешнюю

О внутренней мотивации мы редко задумываемся. Это наши искренние желания, и, чтобы объяснить своё состояние, достаточно одного слова — «хочется». Дети с удовольствием слушают музыку любимой группы, мастерят что-нибудь своими руками или читают приключенческие романы, потому что им нравится это делать.

Внешняя мотивация бывает разной — от карманных денег до оценок в школе. Она сводится к фразе: «Сделай вот так — и получишь вот это».

Психолог Альфи Кон в книге «Наказание наградой» предостерегает не только родителей, но и учителей от различных поощрений. Одни родители обещают сводить ребёнка в зоопарк за хорошую учёбу, другие покупают гаджеты или даже платят деньги. Проблема в том, что это не работает: школьник учится так же плохо, а вдобавок ещё и обижается, что не получил то, что ему обещали!

Учителя пытаются мотивировать способами, с виду более благородными: вводят различные звания (лучший ученик месяца), дают послабления хорошистам. Чаще всего бывает так: лучшим учеником месяца становится один и тот же ребёнок, а послабления получает узкий круг школьников, состав которого никогда не меняется. Остальные просто чувствуют себя неудачниками.

Почему не работает внешняя мотивация

Когда мы говорим: «Сделай вот так — и получишь вот это», ребёнок вначале воспринимает обещание с энтузиазмом. Вместе с этим у него срабатывает и инстинкт самосохранения.

Ребёнок начинает искать не творческий способ решения проблемы, а самый надёжный и короткий.

Он спрашивает себя: «Зачем рисковать и сдавать контрольную самому? Лучше списать у отличницы, так надёжнее». Получается, что происходит подмена целей: не учёба ради знаний, а учёба ради получения награды.

Внешняя мотивация может отлично работать, но только вместе с внутренней. Сама по себе она не двигает вперёд, а заставляет «отбывать номер», поскорее получить то, что хочется, проклиная то, что делаешь ради этого.

Что влияет на интерес к учёбе

Кон выделяет три фактора, которые влияют на мотивацию:

  1. Маленькие дети готовы учиться и ничего за это не требуют. У них сильно развита внутренняя мотивация: они учатся просто потому, что им это интересно.
  2. Эффективно учатся те дети, которые сохранили внутреннюю мотивацию. А остальных считают неспособными, но это не так. Некоторые школьники получают сплошные двойки, но при этом проявляют себя в других областях. Например, знают наизусть десятки песен любимого исполнителя (а на алгебре не могут вспомнить таблицу умножения). Или запоем читают фантастику (тогда как к классической литературе не притрагиваются). Им просто интересно. В этом и заключается суть внутренней мотивации.
  3. Поощрения разрушают внутреннюю мотивацию. Психологи Кэрол Эймс и Кэрол Дуэк выяснили, что если родители или учителя делают акцент на каком-то поощрении, то интерес у детей неизменно снижается.

С чего начать

Вернуть мотивацию к учёбе — процесс долгий, и успех в основном зависит от родителей. Взрослым прежде всего надо задуматься над тремя «С»: содержанием, сотрудничеством и свободой выбора.

  1. Содержание. Когда ребёнок не выполняет наше требование, мы ищем способы воздействовать на его поведение. Начните с другого: задумайтесь, насколько разумно ваше требование. Наверное, не случится ничего страшного, если по физике ребёнок будет получать не только четвёрки и пятёрки. И просьбу «не шуметь» дети игнорируют не потому, что они непослушные, а из-за психологических особенностей своего возраста.
  2. Сотрудничество. К сожалению, многим родителям это слово не знакомо в контексте общения с ребёнком. Но чем старше ваши дети, тем чаще вы должны привлекать их к сотрудничеству. Обсуждать, объяснять, вместе строить планы. Попробуйте поговорить с ребёнком как со взрослым человеком. Не надо воспринимать в штыки желание 15-летнего мальчика стать космонавтом. Спокойно объясните, почему вы считаете это малореальным. Возможно, в ваших словах сын найдёт внутреннюю мотивацию для роста.
  3. Свобода выбора. Ребёнок должен чувствовать себя частью процесса, тогда он будет ответственнее подходить к решению проблем. Когда он плохо себя ведёт, спросите его о причинах. Вы можете возразить, что и так знаете, в чём дело, но всё же попробуйте. Возможно, ответ вас удивит!

Ищем внутреннюю мотивацию

Внутреннее состояние ребёнка корректировать непросто, но всё же работа в этом направлении может принести плоды.

  1. Научитесь принимать своего ребёнка. Например, вам может не нравиться новый имидж дочери, но вы должны его принять. Другими словами, речь идёт не о потакании, а о понимании.
  2. Поговорите по душам. Если вы со своим ребёнком достаточно близки, для начала просто поговорите. Спросите, что ему интересно и какие проблемы возникают в учёбе. Вместе найдите выход из ситуации.
  3. Помогите ребёнку определиться с делом жизни. Зачастую внутренней мотивации нет, потому что ребёнок не понимает, зачем ему вообще нужны эти формулы, бесконечные правила и теоремы. Важно определиться, чем же хочет заниматься ребёнок после школы. Понять это помогут и долгие разговоры с родителями, и консультации по профориентации, и книги для подростков.
  4. Постройте учебный процесс на увлечениях ребёнка. В учёбе нужно постараться соединить искренние интересы ребёнка (внутреннюю мотивацию) со школьными предметами. Этот процесс индивидуален и требует большого внимания со стороны родителей. Например, изучать английский можно с помощью любимого кино (существуют даже целые программы, посвящённые культовым фильмам). А подростка, который обожает компьютерные игры, наверняка увлечёт программирование и науки, с ним связанные.

Вытянуть из ребёнка эту внутреннюю мотивацию — вот задача из задач. Но для чутких, думающих, искренне интересующихся родителей это не станет проблемой.

По материалам книги «Наказание наградой».

Советы нейропсихолога: как стимулировать ребенка к учебе

Ваш ребенок учится с трудом? Не хочет ходить в школу? Он ленится, и учиться его не заставишь?

Мотивация играет решающую роль при учебе в школе. Ведь, как говорят старые преподаватели, если учитель дает знания на уроке, то это еще не значит, что их берут. Если вы не знаете, как убедить ребенка начать учиться, самое время прислушаться к советам детского нейропсихолога.

Учитывайте возраст ребенка

1. Миллион «почему», или 3-5 лет

Осваивать новые знания дети начинают еще в детском саду. «Почемучек» 3-5 лет интересует каждая мелочь, которую он видит, а потому заставлять его учиться вам не придется. Здесь важно набраться терпения и пытаться удовлетворить любопытство малыша простыми и доступными для его понимания объяснения. Ни в коем случае не игнорируйте и не отвечайте с раздражением в голосе, иначе вы отобьете охоту к учебе и заложите негативный опыт приобретения знаний.

Используйте каждое «почему» как возможность поддержать родительский авторитет, развить мышление, воображение и память ребенка, а также дать ему понимание, что быть любопытным, умным – это здорово!

2. Западня для дошколят, или 5-6 лет

В этом возрасте дети активно готовятся к поступлению в первый класс. Частая ошибка родителей – начинать учить малыша арифметике, письму, чтению, совершенно не принимая во внимание степень зрелости его аналитического мышления и используя сомнительные методики. Из-за высокой перегрузки затормаживается развитие зрительно-моторной координации, ухудшаются способности к концентрации внимания и саморегуляции поведения. В результате ребенок попадает в западню: в последствие он будет с трудом высиживать целый урок, неправильно понимать инструкции к заданиям, начнутся проблемы с дисциплиной и оценками.

Дошколята хотят не столько узнать что-то новое, сколько почувствовать себя успешными, знающими. Если поставить малыша в положение неуспеха, постоянно показывать, что ему далеко до идеала, предъявлять завышенные требования, об учебной мотивации можно забыть. Низкая самооценка, боязнь провала, отсутствие веры в себя, просто не дадут ребенку успешно учиться.

3. Школа начинается, или 7-10 лет

Во время школьных уроков дети постоянно оказываются в ситуациях «не знаю» и «не умею», а потому умение справляться с учебными трудностями являются неотъемлемой частью учебного процесса. Овладение этим умением становится основной задачей в начальной школе.

Как вы можете помочь ребенку? Во-первых, организуйте школьнику удобное рабочее место, где его ничего не будет отвлекать. Во-вторых, оказывайте ему помощь: напомните, что надо сесть за уроки, найдите справочную литературу, разберите вместе условия задачи или подскажите, как нарисовать схему… Это не значит, что вы выполняете за учителя его работу, вы помогаете самостоятельно применять новые знания, поскольку ребенку трудно и даже немного страшно. В-третьих, поддерживайте малыша, замечайте его маленькие успехи, не скупитесь на похвалу. Одно ласковое слово мотивирует намного эффективнее, чем тысячи упреков, угроз и запретов.

Восемь важных советов родителям нерадивых учеников

1. Ставьте реальные цели и конкретные задачи

Ребенок должен четко понимать, что от него требуется. Согласитесь, цель «выучить английский за лето» выглядит расплывчатой и несколько пугающей. Ребенок начнет искать предлоги увильнуть, а от конкретики отказаться уже сложнее. Например, если вы предложите в каждый день летних каникул выполнять несколько упражнений и учить по 5-10 новых слов, эта задача воспринимается ребенком как посильная и необременительная. Он сядет за книги, куда с большим желанием, чем если бы вы его заставили угрозой: «Пока не выучишь двадцать страниц из Бонка, гулять не пойдешь». Разбивайте сложные задачи на много маленьких, и двигайтесь от простого к сложному, вознаграждая ребенка за успешное выполнение каждого этапа.

2. Правильно относитесь к оценкам

Двойка, тройка, четверка и пятерка показывают лишь то, как ребенок справился с конкретным заданием, усвоил или не усвоил тему, но ни в коем случае не характеризуют его как личность. Ориентируйте малыша на индивидуальные достижения, чтобы завтрашняя работа стала лучше, чем та, которую он выполнил вчера. Акцентируйте внимание ребенка на его успехах, на том, чему он успел научиться, помогайте применять новые умения в повседневной жизни, создавайте ситуации, где ребенок снова ощутит себя успешным и знающим.

3. Вспомните, зачем нужно учиться

Вопрос «А зачем нам это нужно?» можно часто услышать от школьников любого возраста. Но если старшеклассники нацелены на поступление, то ребята помладше иногда искренне не понимают, зачем им эта литература или биология. Составьте вместе с ребенком максимально длинный список причин, почему нужно ходить в школу и внимательно слушать учителя.

4. Дайте ощутить ответственность за свою учебу

Постепенно внушите ребенку, что он должен сам отвечать за полученные отметки и качество своих знаний. Не берите под свой тотальный контроль выполнение домашнего задания, не паникуйте из-за внезапных провалов и не спешите выяснять отношения со «злым» учителем. Дайте ребенку понять, что вы всегда рядом и готовы прийти на помощь, но рассчитывать он должен, прежде всего, только на свои силы. Гордость за свою самостоятельность и успех помогут ему двигаться дальше.

5. Идите за интересами ребенка

Распространенная ошибка – заставлять малыша ходить во все кружки подряд, даже если к некоторым из них у него не лежит душа. Не ругайте его, если вчера он еще ходил в художественную школу, а сегодня решил заняться музыкой. Ребенку нравится пробовать новые занятия и искать себя. Наоборот, покажите ему разные интересные занятия, ходите вместе на мастер-классы, научные квесты, фильмы, подкладывайте книги, которые могут его увлечь. Недовольство частой сменой интересов иногда обусловлено довольно высокой ценой необходимого инвентаря: но опять же никто не заставляет вас сразу покупать бас-гитару, когда можно одолжить обычную акустическую у друзей.

Читать еще:  Как одеть ребенка на хэллоуин

6. Отложите кнут, достаньте пряник

Дети довольно вяло реагируют на наказания, ведь они ожидают подобную реакцию родителей на очередную двойку. Конечно, вы должны показать, что плохое поведение или неудовлетворительная оценка вас огорчают, но перегибать палку тоже не нужно. Старайтесь больше хвалить ребенка за любые хорошие результаты. Что это такое? Разносторонние интересы, отсутствие опозданий, примерное поведение, участие в школьных мероприятиях, посещение факультативов. В этом случае учебные обязанности станут ассоциироваться у ребенка с положительными эмоциями: радостью, успешностью, комфортом. Он начнет с удовольствием ходить в школу, ведь его мозг уже сам научится радоваться новым достижениям.

7. Научите видеть позитив в заданных уроках

Покажите наглядно, как сделать скучный предмет захватывающим. Например, необходимо составить доклад по литературе или музыке – помогите найти ребенку, интересную тему, например, история Гарри Поттера или рок-музыки. Не дается геометрия? Зато она изучает красивые фигуры. Плохо запоминаются даты важных сражений? Зато учебник истории похож на захватывающий роман или давай представим, что мы участники этих событий. Ищете больше позитивных моментов, а там подключатся и память, и мышление, и воображение.

8. Научите ребенка любить себя

Введите систему поощрений, приучите ребенка хвалить себя за победы любого масштаба и каждое выполненное дело. Причем награда может выражаться и в обычной словесной похвале, друзей, одноклассников, уважении учителя. Наш мозг устроен так, что если за какие-то действия мы получили поощрение, потом для выполнения этих же или подобных действий автоматически выделяется больше энергии и гормонов счастья, даже если это дело только предстоит сделать!

Как повысить мотивацию к учебе: советы для школьников и их родителей

Психологи утверждают, что при обучении мотив в 2,5–3 раза важнее интеллекта. В теории мотивация – это побуждение человека к совершению осознанных или неосознанных действий, способность активно удовлетворять свои потребности, достигать поставленной цели. По факту – это упорство и целеустремлённость, без которых не может быть достигнута ни одна цель.

Как мотивировать ребёнка на учёбу, если он не хочет учиться, не выполняет домашние задания, на уроках часто отвлекается, его не беспокоит успеваемость? Когда класс и школа ассоциируется у него с психологическим дискомфортом, тревогами, скукой, никакие стимулы не помогут. Причин может быть несколько.

  1. Малыш просто не подготовлен к школе. Родители считают, что он развит не по годам, у него широкий кругозор. Однако первоклассник может быть психологически не готов подчиняться школьному распорядку, не может спокойно сидеть на уроке, слушать учителя. В таком случае, возможно, ему стоит ещё на год остаться в детском саду.
  2. Причиной плохой успеваемости могут послужить конфликты с учителем или товарищами по школе. Разберитесь в ситуации и постарайтесь изменить её. Если сделать это не получается, возможно, лучшим выходом окажется переход на домашнее обучение. Психологически оно намного комфортнее занятий в больших классах. Причиной отсутствия желания ходить в школу могут стать физические особенности. Нередко дети дразнят тех, кто выделяется из толпы. Переход в онлайн-школу поможет снять остроту проблемы хотя бы на период, пока малыш не подрастёт и не сформируется психологически.
  3. Бывает, что желание заниматься отбивают непомерные амбиции родителей. Одни ругают своих чад за то, что те приносят из школы четвёрки вместо пятерок. Тогда у ребёнка складывается заниженная самооценка, он считает себя неспособным учиться лучше. Пропадает эмоциональная связь с родителями. Другие записывают ребёнка в несколько кружков одновременно, не спрашивая, хочет ли он их посещать. В результате школьник не оправдывает надежд и учится гораздо хуже, чем мог бы, если бы ему не мешали завышенные требования со стороны семьи.

Индивидуальный подход

Дети воспринимают новую информацию по-разному: одни зрительно, другие на слух. В зависимости от этого одному ученику, чтобы усвоить урок, предпочтительнее прочитать учебник, а другому выслушать объяснения учителя и дома повторить задание вслух. У одних склонности к точным наукам, другие – ярко выраженные гуманитарии, третьим учиться скучно, потому что они всё схватывают на лету, а кому-то надо больше времени и усилий, чтобы понять новый материал.

Когда трудности накапливаются, учащийся просто теряет интерес, без которого даже самый гениальный педагог не сможет передать знания в должной мере. К сожалению, программа общеобразовательной школы рассчитана на среднестатистического ученика и не учитывает этих нюансов. Давайте подумаем, как можно ненавязчиво, без давления повысить мотивацию к учёбе.

1. Показываем пример

Вспомните свои школьные годы, поделитесь опытом. Что именно вас больше всего интересовало в том возрасте, в котором сейчас находится ваш сын или дочь? Расскажите, какие сложности вставали перед вами, как вы их преодолели. Школьнику необходимо почувствовать, что он не одинок в своих переживаниях.

Оглянитесь на тех, кто находится рядом с вами. На примере людей, которые в жизни многого добились, объясните ребёнку в доступной форме, что успех и благополучие сами по себе не приходят. Для этого необходимо очень постараться, добиться таких же результатов можно только благодаря полученным знаниям.

2. Постановка цели

Вовремя и правильно поставленная цель стимулирует упорство и окрыляет, повышая самооценку. Разделите цели на перспективные (долгосрочные) и краткосрочные. Выделите в каждой категории самое привлекательное. Делайте эмоциональный акцент на промежуточных результатах, это поможет повысить желание заниматься, настроить на конечный результат.

3. Пофантазируйте на тему «космонавтов» и «балерин»

Постарайтесь как можно раньше заставить малыша задуматься о выборе профессии. Кем он хочет стать, когда вырастет? Это глобальная цель, двигаться к которой необходимо уже сейчас, получая знания, без которых он не сможет обойтись в дальнейшем. Пусть по мере взросления выбор профессии изменится, главное – понимание, что стыдно будущему космонавту не знать математики, а балерине и на сцене пригодятся знания физики.

4. Результат, который можно увидеть уже сейчас

В младших классах детям понятнее то, что будет через день, через неделю. Заинтересуйте ребёнка задачей на ближайшее время. Например, получить хорошую или отличную отметку по заданному материалу.

У каждой поставленной цели есть свой срок, что позволяет избежать неопределённости. Визуализация задачи облегчит выполнение, поэтому её лучше записать. Она может состоять из нескольких этапов. Соответственно, каждый этап записывается отдельным пунктом и для каждого устанавливается свой срок.

5. Про эффективность пряников

Эмоциональное, как и материальное, вознаграждение – движущий механизм, самый мощный побудитель к действию. Получение награды приводит к удовлетворению, пониманию, что всё сделанное было не зря. И чем больше труда затрачено, тем слаще успех. Так в сознании закрепляется мысль о положительном факторе результата тяжёлого труда. Положительные эмоции подстегнут к дальнейшей работе, и на следующую цель не жаль будет потратить больше сил и времени.

Метод пряника действует гораздо эффективнее, чем стимулирование кнутом. Систематические наказания, принуждение делать уроки дадут обратный результат. Особенно это касается малышей начальных классов. Психологи рекомендуют подобрать для ребёнка то, чему он, безусловно, обрадуется. Неплохо обговорить заранее, каков будет подарок. Не стоит поощрять его в процессе достижения результата. И разумеется, в случае провала о вознаграждении речи идти не должно.

Чем сложнее цель и чем больше усилий на неё затрачено, тем значительнее должно быть поощрение. Наметившийся прогресс, более высокие оценки в четверти – повод для поощрения. Что может послужить наградой – каждый решает сам.

Но не задаривайте ребёнка подарками по любому поводу. Процесс получения знаний и хорошие оценки потеряют свою значимость.

6. Увлечённость

Бесспорно, это одна из лучших мотиваций. Все школьные предметы одинаково любить невозможно. Но если некоторые из них (или даже один) заинтересуют школьника, то это существенно повысит эффективность процесса получения знаний по всем предметам. Увлечь учащихся помогают инновационные технологии, нестандартная подача учебного материала, тематические экскурсии. В младших классах практикуется игровая форма обучения.

Увлечённость предметом в значительной степени зависит от того, насколько доходчиво педагог объясняет изучаемый материал. Но и роль родителей тут далеко не последняя. Если вы вместе посещаете соответствующие возрасту ребёнка театральные спектакли, музеи, выставки, интерактивные площадки, такие мероприятия расширяют его кругозор.

Если подросшие дети считают, что определились со своей дальнейшей специализацией, то часто они начинают игнорировать непрофильные предметы. Важно объяснить, что это ошибка, которая в дальнейшем может привести к непредсказуемым результатам. Ведь каждый предмет школьной программы связан с реальной жизнью. Подберите примеры из повседневности, когда тот или иной материал, изучаемый в школе, будет иметь практическую значимость. Найдите увлекательные книги, необычный материал по изучаемому вопросу.

7. Самомотивация

Кто с детства привык ставить перед собой цели, тому и в дальнейшем проще будет овладевать новыми знаниями, ориентироваться в быстро меняющемся мире, делать карьеру, стать уважаемым и успешным. Вопрос особенно актуален для детей переходного возраста. У подростка может ослабеть желание учиться и понимание необходимости получения полноценного образования. Правильная и достаточная самомотивация:

  • повышает интерес к учебному процессу;
  • улучшает дисциплину;
  • облегчает понимание и усвоение нового материала;
  • повышает уровень оценок по всем предметам.

Не стоит ждать следующего понедельника, чтобы начать заниматься, искать отговорки, ссылаться на отсутствие желания, усталость, какие-либо другие причины. Надо сделать это прямо сейчас. Это может на время лишить комфорта, зато не будет повода для лени. Не стоит ждать, что проблема исчезнет в одночасье – со временем мозг адаптируется, усилий для самопринуждения потребуется всё меньше и меньше. Возможно, самая первая маленькая победа над собой станет предвестником дальнейшего взлета. Тем более что учеба в школе занимает не так уж и много времени.

Есть такое слово – «надо». Подчас оно лучше всяких уговоров и ухищрений со стороны родителей даёт толчок к началу выполнения уроков. Дети это отлично знают.

8. Организация рабочего места и распорядок дня

Правильная организация рабочего места играет не последнюю роль в обучении. Стол, за которым удобно сидеть, эргономичный стул, верно подобранное освещение, стеллаж или тумба для учебников, тетрадей, альбомов, яркие канцелярские принадлежности, обложки с красивыми картинками, любимое фото на стене. Внешний антураж влияет на желание учиться!

Во время занятий в онлайн-школе и в период приготовления домашнего задания постарайтесь, чтобы посторонние звуки не отвлекали от учёбы: прикройте окно, выключите телефон, максимально приглушите звук телевизора.

Не откладывайте задания на потом. Никто не знает, что случится дальше: отключат электричество, поднимется температура, зададут дополнительные уроки, появятся непредвиденные дела. Но и всё сразу делать не стоит. От переутомления понижается уровень концентрации внимания. Да и мотивация к учёбе от этого заметно страдает. Лучше всего равномерно распределить нагрузку, ставить перед школьником реально выполнимые цели, соответствующие его возможностям.

Заключение

У школьников изначально присутствует различная степень мотивации к обучению. Одни способны достаточно сильно мотивировать себя сами. Другим необходима помощь извне. Чем младше ребёнок, тем проще пробудить у него интерес к учёбе. Но и к уже подросшим детям можно найти подход.

Читать еще:  Как писать письмо деду морозу образец

Готовность трудиться, ставить всё новые и новые задачи всегда приводит к успеху. Ведь недаром в списке мотивации студентов Гарварда есть пункт: «Не попотеешь – не заработаешь».

Как мотивировать ребенка на учебу

SOS. Ребенок не хочет учиться — что делать родителям?

— Ребенок ничего не хочет делать! Ни учиться, ни читать, ни убирать за собой.

Разговоры и беседы на тему пользы обучения ни к чему не приводят…

Лишь бесконечные споры, истерики.

— Ребенок забил на учебу в 12 лет? Мотивировать необходимостью получать знания не получается. Приносит двойки по разным предметам. Каждый день, как на работу, хожу в школу, выслушиваю жалобы.

— Как мотивировать ребенка на учебу в 10 лет? Уроки делать не хочет. Вся наша жизнь построена вокруг домашнего задания. Получать хорошие оценки хочет. А прилагать усилия — нет!

— Как заставить ребенка учиться в 7 лет? Чем можно мотивировать на учебу первоклассника, если желания учиться нет? Как заинтересовать и чем?

Причины нежелания к обучению

Как мотивировать ребенка на учебу, какие советы могут помочь в этом?

Нежелание вызвано, прежде всего, отсутствием интереса. Нет цели добиться успехов, нет мотивации получить хорошие оценки и новые знания. Нет сосредоточенности на деле, желания к действию! Поэтому дети начинают учиться через силу. А то и вовсе перестают прикладывать малейшие усилия, чтобы выполнить упражнение, решить задачу, освоить новый материал и т.д.

Первопричиной такого состояния может быть банальный стресс. Но следует отметить, что источники этого стресса у разных детей могут быть разные.

В школе можно наблюдать разных детей:

Для одних негативным фактором стресса может быть излишний постоянный шум. Ребенок сталкивается с этим в школе и дома. Нет возможности побыть в тишине и подумать, остаться наедине со своими мыслями. Такой ребенок ведет себя тише остальных, на переменах предпочитает отойти в сторонку подальше от всех, чтобы побыть одному.

Для таких детей важно быть в центре внимания. Им всегда есть, о чем поговорить. Болтают без умолку, им нужны другие уши, чтобы их слушали. Для привлечения внимания они могут выдумать невероятные истории, с единственной целью — найти слушателя. Когда выдуманная история вскрывается как обман — может последовать наказание. Шлепки по губам. В результате такие дети испытывают сверхстресс, приводящий к заиканию или дефектам речи.

Такие дети любят учиться от природы. Нет стремления быть первыми в чем-то, а вот лучшими — да! И хотя они способны на невероятные успехи в знаниях, они медлительны, в силу своих особенностей, склонны впадать в ступор при ответе. Именно на фоне других одноклассников такие дети могут выглядеть излишне медлительными. Стресс у них может возникать, если постоянно торопить, подгонять таких детей. Они склонны доводить начатое до конца, неважно, сколько времени на это уйдет. Сначала сделают одно дело, прежде чем начнут другое.

Подвижность, активность, невозможность сидеть на одном месте — это все о них! Таким детям сложно быть усидчивыми и заниматься долго одним и тем же. Они схватывают новую информацию налету, а вот удержать ее в голове надолго для них сложно, поэтому они требуют иного подхода. Им важна переключаемость, частая смена деятельности, даже при выполнении домашней работы. Как раз именно выполнение монотонной работы, без возможности переключиться на что-то другое, может вызвать стресс. Это дети с более чувствительной кожей, которая реагирует высыпаниями в первую очередь. Или дети начинают грызть ногти.

Мотивация к обучению

Психологи дают советы, как мотивировать ребенка на учебу. Но они не работают. Причина — наличие разных психических свойств у детей.

Как же правильно мотивировать ребенка учиться в школе?

На тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана можно понять, почему так происходит. Применить один и тот же способ мотивации к детям с разными психическими свойствами не получается, потому что желания у этих детей разные. Природой задано ребенку учиться. Получать новые знания и развиваться ему будет интересно лишь в том случае, если он будет это делать с желанием.

Это связано непосредственно с психическим устройством ребенка. Определенные свойства психики — это определенный набор желаний. Но также и набор свойств к удовлетворению этих желаний.

Как мотивировать ребенка учиться в школе

А какой ребенок у вас?

С большим интеллектуальным потенциалом, который будет идеально развиваться при соблюдении звуковой экологии. Тишина — залог психического здоровья. Ищет место уединения, даже в шкафу ему бывает намного спокойнее. Это помогает поразмыслить, подумать, развивает навык вслушиваться в окружающие его звуки внешнего мира. А не сосредотачиваться только на своих мыслях.

Создавая моменты тишины дома, лучше общаться с ним тихим спокойным голосом, без крика, это поможет ему научиться сосредотачиваться на смыслах изучаемого школьного материала.

Фотографическая память. Способность быстро запоминать прочитанное, помнить увиденную информацию. Обучение и получение знаний через визуальный образ — естественный процесс для такого ребенка. А высокая эмоциональность требует его особого развития через воспитание чувств.

Ему свойственно экономить время, свои усилия и энергию. Ему будет совершенно не интересно то, в чем он не видит выгоды или пользы для себя. Такой ребенок стремится выполнить несколько дел одновременно, успеть многое, но не стремится сделать это качественно. Адекватные стимулы в виде поощрения за выполненную работу, такие, как прогулка или просмотр любимой передачи, будут весьма эффективны.

Такие дети обладают феноменальной памятью. Любят учиться, к любому делу относятся с огромной ответственностью. Они усидчивы, способны воспринимать большие объемы информации, систематизировать ее. Лучшая мотивация в обучении — это похвала. Когда его любая работа оценена вовремя и по достоинству — это лучший стимул повторить этот опыт. Даже если ребенок помыл посуду, простые слова благодарности: «Спасибо» или «Вот это да! Как ты мне помог» — способны мотивировать его на дальнейшую помощь вам в следующий раз, когда вы его попросите.

Постоянное говорение абсолютно не мешает такому ребенку. Его особенность — сначала говорить, а потом думать. Именно так он понимает предмет, воспринимают информацию. Через говорение. Его желание — чтобы его слушали. Это можно использовать как мотивацию в обучении. Чтобы ребенок, изучая что-то конкретное, проговаривал эту информацию вслух. Попутно, слушая его речь, хорошо бы уточнять и поправлять ее. Как вы можете заметить, такой ребенок расположен менять ударения слов по своему видению, коверкать слова, шепелявить и т.д.

Дифференцированный подход к формированию мотивации

Все дети обучаемы. Но в силу наличия разных психических свойств требуют разного подхода к выполнению домашнего задания.

Когда знаем, на чем сделать акцент при обучении, ребенок начинает учиться с удовольствием. Удается заинтересовать, сделать это занятие для него весьма привлекательным.

  • Для детей с абстрактным интеллектом важно опираться на его особенности. Он не ищет легких путей. Не стоит ограничивать его в выборе способов в решении поставленной задачи. Для него достаточно обозначить общий смысл, а сам поиск решения предоставить ему.
  • В то время как ребенку с ригидной психикой следует указать последовательность действий. Не торопить его, не подгонять. Дать ему время закончить начатое упражнение или задачу. Он будет задавать уточняющие вопросы, переспрашивать и ждать одобрения с вашей стороны. Следует выполнять домашние задания в привычной для него обстановке и темпе, без нововведений.
  • Непоседу можно усадить за уроки, объяснив ему пользу от данного процесса. Ему важно обеспечить переключаемость с одной деятельности на другую в процессе выполнения домашней работы. Если ребенок вскочил с места во время занятий, то позвольте ему несколько минут подвигаться. Ему будет проще на ходу решить пример или догадаться, как решить задачку. С ним необходимо повторять время от времени пройденный материал, один раз в несколько дней. А также стараться менять обстановку или манеру выполнения задания, чтобы это не стало рутинным занятием для него. Новизна — стимул к выполнению задания в таких случаях.

Как мотивировать ребенка на учебу в дополнительных секциях?

Какие кружки и хобби подобрать для ребенка?

Правильный выбор — залог успеха и получения удовольствия от процесса!

Вовлекаем ребенка в деятельность. Всегда. Важно при этом понимать, что, например, изучать математику необходимо всем детям без исключения. Это не только цифры, формулы. Это еще своеобразная тренировка для мозга.

А вот выбрать кружки, хобби вполне можно с учетом его психических особенностей:

  • Для молчаливого задумчивого ребенка, который задается вопросом о смысле жизни, интересуется космосом, фантастикой, будут интересны кружки, где он может получать исчерпывающие ответы на свои непростые вопросы. Астрономия и математика станут удивительным хобби для получения этой информации. Робототехника, шахматы, плавание, дайвинг придутся по вкусу такому глубокомыслящему человечку. Однако основополагающим хобби для гармоничного чувственного развития является музыка.
  • Впечатлительному и сверхэмоциональному ребенку важно привить любовь к чтению. Для него это профилактика страхов, к которым он склонен. А также развитие воображения. Именно такой малыш много фантазирует, оживляет игрушки, тонко чувствует эмоциональное состояние другого человека. Отличным хобби станет рисование и чтение классической литературы на сопереживание.
  • Непоседа всегда отличается быстротой реакции и логическим мышлением. Ему проще моделировать ситуацию, и на этом следует сделать акцент. Его занимают игры в конструкторы, здесь проявляется его способность продумывать, просчитывать. Также он стремится быть первым, соревновательная направленность спортивных секций ему понравится и будет полезна.
  • Свое любимое хобби может легко обрести ребенок с ригидной психикой. Тот, который делает все не спеша, но с невероятной точностью и качеством выполнения работы. Усидчивость — главный козырь. Мастерить что-то руками — самое любимое времяпрепровождение. Такому ребенку придется по душе лепка, вязание, вышивка.

Зная индивидуальные особенности ребенка, можно увлечь его и найти ему приятное занятие. Правильно организованный досуг дает стимул развиваться дальше, разжигая желание получать знания
Вопрос, как мотивировать ребенка что-либо сделать, становится неактуальным.

Любовь к обучению — когда это приносит радость

Если ребенок не имеет тяги к обучению, можно научиться правильно стимулировать его на это. Через открытие его истинных стремлений и желаний.

Когда родители научаются распознавать особенности, получается решить проблему с нежеланием учиться. Своевременно применяя адекватные меры в процессе обучения, удается изменить ситуацию в корне.

Мотивировать ребенка учиться, так же, как и научить его преодолевать лень, трудности, можно через вовлечение его в деятельность, в сам процесс. Тогда у ребенка не возникает желания прогулять школу, просидеть просто так над учебником и смотреть в окно вместо того, чтобы сделать уроки и пойти на улицу.

Имея мотивацию к обучению и развитию, ребенок имеет все шансы стать в будущем целеустремленным человеком, способным себя реализовать, найти свое место и быть счастливым.

Как мотивировать ребенка

ЧИТАЕМ еще статьи:

Каждый заинтересованный родитель и педагог может вовлечь школьника в учебный процесс. Достаточно распознавать детей по их особенностям и применять на практике полученную информацию.

Подробнее об этом можно узнать на бесплатном онлайн-тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана Записывайтесь тут

Читать еще:  Как выглядят ресницы

Статья написана с использованием материалов тренинга «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана

Как мотивировать ребенка на учебу

Существует два вида мотивации внешняя и внутренняя.

Что такое внешняя мотивация? Внешняя мотивация бывает разная, дорогой подарок за хорошие оценки, денежное поощрение, поход в кино или зоопарк, поощрение в виде поездки и так далее. Родители просят хорошие оценки за поощрение, за награду.

Родители вы глубоко ошибаетесь, покупая вашего ребенка, он никогда не будет лучше учиться из-за того, что вы пообещали золотые горы, он даже не будет стараться что-то изменить, а когда вы его не поощрите, он на вас еще больше обидится, и вы создадите еще хуже ситуацию, чем она была до этого.

Что такое внутренняя мотивация? Внутренняя мотивация исходит из самого ребенка, когда его не надо просить и уговаривать. Если ребенку нравится, рисовать его не надо мотивировать, он сам стремится к своему увлечению.

У него вся мотивация заключается в слове «хочу» и он сам лепит, читает, рисует, слушает музыку, изучает что-то интересное.

Учителя также как и родители, тоже мотивируют своих учеников и делают такие же ошибки, они придумывают разные методы, чтобы поощрить ребенка рисуют звездочки на тетрадках, придумывают разные названия «лучший ученик четверти» или «лучший ученик года».

И тем самым постоянно поощряют одних и тех же учеников, а те дети кто учился плохо, они так и продолжают плохо учиться. Ребенок, который плохо учится, ощущает ненужность, неполноценность, у него закрадывается обида на всех, он считает себя бездарным и неудачником.

Эти чувства формируются у ребенка с детских лет, откладываются глубоко внутри и остаются на всю жизнь.

Почему внешняя мотивация не действует на ребенка, потому что у ребенка нет интереса и творческого подхода для решения этой проблемы, он начинает искать надежный и верный путь, чтобы получить обещанное.

Вы сами создали мотивацию у ребенка не для получения знаний, а для получения награды любым путем.

Например, он начинает списывать у отличников, а своим умом совсем перестает думать, вырывает страницы с плохими оценками и показывает только хорошие.

Какие факторы могут повлиять на интерес к учебе

Фактор 1. Внутренняя мотивация

Маленький ребенок особенно в начальных классах, сам заинтересован в учебе, в получении новых и интересных знаний, ему интересно и поэтому его не надо мотивировать и направлять на учебу он учится сам самостоятельно.

Фактор 2. Сохранение внутренней мотивации

Если вы смогли сохранить внутреннюю мотивацию у своего ребенка, то он и в старших классах будет хорошо учиться, и его не надо будет заставлять или мотивировать на учебу.

Главную роль в сохранении мотивации у ребенка играют родители, учителя, одноклассники и изменение внутреннего мира ребенка.

Не надо постоянно давить на ребенка и требовать от него хороших оценок это негативно сказывается на ребенке и от вашего постоянного террора у него может пропасть желание учиться и получать новые знания.

У ребенка просто сработает обратная реакция на ваши слова и действия, и потом очень сложно, даже невозможно будет восстановить внутреннюю мотивацию.

Не докучайте ребенку, не делайте постоянный акцент на хорошей учебе, найдите общие интересы, не ставьте в пример детей сотрудников или родственников, ребенок это воспримет отрицательно.

Не надо сравнивать его личность и его я с другим человеком это унижает и обижает его и в дальнейшем, вы можете потерять совсем контакт со своим ребенком.

Фактор 3.Поощряя, вы губите внутреннюю мотивацию

Никогда не поощряйте ребенка, чтобы он учился лучше. Поощряя ребенка за его учебу, вы лишаете ребенка последнего интереса к учебе и к получению новых знаний.

С чего лучше начать мотивацию к учебе?

Дорогие родители, прежде чем вы захотите заняться мотивацией своего ребенка, проанализируйте себя, как вы смогли, плохо повлиять на ребенка, что у него пропал интерес к учебе.

Что вы такое сделали или сказали, что у ребенка появилась обратная реакция. Осознайте свои ошибки в воспитании ребенка и никогда не возвращайтесь к ним.

Три шага на встречу к внутренней мотивации ребенка

Шаг 1. Содержание

Родители все время используют разные рычаги давления на ребенка, им постоянно что-то не нравится поведение ребенка, шум, активность ребенка, плохая оценка, раскиданные вещи и так далее.

Ребенок это личность это особая индивидуальность, которая не должна жить, думать и ходить по вашему шаблону.

Надо уметь видеть в своем ребенке хороший образ и умный идеал, научитесь любить ребенка таким, какой он есть, не надо навязывать свою волю и свои мысли.

Разговаривайте с ребенком всегда по взрослому, на равных и тогда вы увидите, как ребенок начнет к вам тянуться.

Дети на то они и дети, чтобы шуметь, кричать, вести активный образ жизни, так устроена их внутренняя психология и вам с этим надо смириться.

Шаг 2. Сотрудничество

Найдите общий язык с ребенком научитесь общаться с ним на равных принимайте его мнение и решение, беседуйте и объясняйте ребенку в спокойной обстановке необходимые вещи.

Очень сложно найти подход к подростку, если родители с ним не научились общаться, когда он был маленький. Это большая ошибка родителей.

Уметь общаться с ребенком это не сложная наука, ведь это ваш ребенок и вы должны всегда учитывать его мнение, считаться с ним, советоваться, планировать, если даже это не касается ребенка, он должен всегда чувствовать свою значимость.

Даже если ребенок еще очень маленький, вы все равно должны советоваться и разговаривать с ним как со взрослым.

Родители взрослые и мудрые люди, они всегда должны найти контакт со своим ребенком, прийти ему на помощь и держать, как говорится руку на пульсе, чтобы быть в курсе всех дел.

Шаг 3. Свобода выбора

Не надо навязывать свое мнение, у вашего ребенка есть свое мнение и надо уметь услышать его мнение.

Если вы видите, что ребенок ведет себя плохо, не слушается вас, и вы не знаете что делать, постарайтесь спросить ребенка спокойно, почему он так себя ведет, вы конечно знаете ответ, но спросить надо обязательно.

Вы можете услышать совершенно другое интересное предположение, о котором вы даже не предполагали. Иногда родители даже не осознают, что у ребенка может быть свое мнение и он по другому воспринимает разные ситуации.

Спросите, разберитесь и сделайте правильные выводы не торопитесь наказывать ребенка, возможно, вы виноваты и надо наказать, вас.

Научитесь помогать ребенку делом, а не упреками и сравнениями с другими детьми.

Шаг 4. Увлечения

Увлечения и вкусы детей могут быть очень разные, подойдите к этой теме спокойно, выслушайте ребенка, что ему нравится и чем он хочет заниматься дополнительно.

Возможно, вам не понравится выбор вашего ребенка, и вы захотите изменить его решение, никогда так не поступайте, выбор ребенка это может быть не только его увлечение, это может быть цель его жизни в будущем, а вы ее сломаете на корню.

Не губите идеи вашего ребенка, дайте ему свободу и будьте всегда рядом, помогайте ему, тогда он будет уважать вас, ценить и считать своим другом.

Если вашему ребенку нравятся различные игры на компьютере, помогите ему осознать, что он может быть в будущем хорошим программистом и ему можно не только играть в игры, но и читать интересные книги о программировании, решать интересные задачки, заняться простым языком программирования и так далее.

Шаг 5. Мотивация на учебу

Если вы смогли найти или восстановить контакт с ребенком, вы постепенно можете тихонько направлять ребенка на хорошую учебу, только не подарками, а доверительными отношениями, дружбой и совместными увлечениями с детьми, помощью при выполнении домашнего задания.

Расскажите ребенку о своих увлечениях в школе, о своей учебе, заинтересуйте его учиться и получать знания.

Cходите вместе с ребенком в книжный магазин и купите ему интересные для него книги, пусть его интерес к знаниям проснется через эти книги.

Курсы для развития интеллекта

Помимо игр, у нас есть интересные курсы, которые отлично прокачают Ваш мозг и улучшат интеллект, память, мышление, концентрацию внимания:

Развитие памяти и внимания у ребенка 5-10 лет

Цель курса: развить память и внимание у ребенка так, чтобы ему было легче учиться в школе, чтобы он мог лучше запоминать.

После прохождения курса ребенок сможет:

  1. В 2-5 раз лучше запоминать тексты, лица, цифры, слова
  2. Научится запоминать на более длительный срок
  3. Увеличится скорость воспоминания нужной информации

Секреты фитнеса мозга, тренируем память, внимание, мышление, счет

Если вы хотите разогнать свой мозг, улучшить его работу, подкачать память, внимание, концентрацию, развить больше креативности, выполнять увлекательные упражнения, тренироваться в игровой форме и решать интересные задачки, тогда записывайтесь! 30 дней мощного фитнеса мозга Вам гарантированы:)

Супер-память за 30 дней

Как только запишитесь на этот курс — для Вас начнется мощный 30-дневный тренинг развития супер-памяти и прокачки мозга.

В течение 30 дней после подписки Вы будете получать интересные упражнения и развивающие игры на свою почту, которые сможете применять в своей жизни.

Мы будем учиться запоминать все, что может потребоваться в работе или личной жизни: учиться запоминать тексты, последовательности слов, цифр, изображения, события, которые произошли в течение дня, недели, месяца и даже карты дорог.

Как улучшить память и развить внимание

Бесплатное практическое занятие от advance.

Деньги и мышление миллионера

Почему бывают проблемы с деньгами? В этом курсе мы подробно ответим на этот вопрос, заглянем вглубь проблемы, рассмотрим наши взаимоотношения с деньгами с психологической, экономической и эмоциональных точек зрения. Из курса Вы узнаете, что нужно делать, чтобы решить все свои финансовые проблемы, начать накапливать деньги и в дальнейшем инвестировать их.

Скорочтение за 30 дней

Вы бы хотели очень быстро прочитывать интересные Вам книги, статьи, рассылки и так далее.? Если Ваш ответ «да», то наш курс поможет Вам развить скорочтение и синхронизировать оба полушария головного мозга.

При синхронизированной, совместной работе обеих полушарий, мозг начинает работать в разы быстрее, что открывает намного больше возможностей. Внимание, концентрация, скорость восприятия усиливаются многократно! Используя техники скорочтения из нашего курса вы сможете убить сразу двух зайцев:

  1. Научиться очень быстро читать
  2. Улучшить внимание и концентрацию, так как при быстром чтении они крайне важны
  3. Прочитывать в день по книге и быстрее заканчивать работу

Ускоряем устный счет, НЕ ментальная арифметика

Секретные и популярные приемы и лайфхаки, подойдет даже ребенку. Из курса вы не просто узнаете десятки приемов для упрощенного и быстрого умножения, сложения, умножения, деления, высчитывания процентов, но и отработаете их в специальных заданиях и развивающих играх! Устный счет тоже требует много внимания и концентрации, которые активно тренируются при решении интересных задач.

Заключение

Научитесь общаться с ребенком на равных, умейте слышать мнение ребенка, любите его и помогайте всегда. Находите общие увлечения, дружите и не отдаляйтесь друг от друга. Желаем вам удачи.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector